Page 2 of 9 Проектные скоростные характеристики
Показатели, полученные при испытании V-образного двигателя ЗИС-Э113А с рабочим объемом 7 л, как указывалось ранее, представлялись вполне приемлемыми. Поэтому для нового V-образного двигателя ЗИС-129 был принят рабочий объем двигателя, равный 7 л. Расстояние между осями цилиндров 135 мм было определено при разработке продольной компоновки отсека двигателя с учетом необходимой величины опорных поверхностей вкладышей коленчатого вала, толщины его щек, радиусов галтелей в местах перехода от шеек коленчатого вала к щекам и зазоров между щеками и торцами опор коренных подшипников в блоке цилиндров.
Рис. 6. Проектные скоростные характеристики V-образных двигателей: --------------- щестицилиндровый двигатель ЗИЛ-130; - - - - - - - - - восьмицилиндровый двигатель ЗИС-129; - . - . - . - . - двенадцатицилиндровый двигатель ЗИС-134; После определения расстояния между осями цилиндров было установлено, что диаметр цилиндра при выбранной конструкции мокрой гильзы может быть равен 108 мм. Указанная возможность была использована, так как увеличение диаметра цилиндра позволяет уменьшить ход поршня до 95 мм и соответственно снизить его скорость, износ деталей поршневой группы, а также мощность внутренних потерь. При новых диаметре цилиндра и ходе поршня их отношение (SID) стало равным 0,88, а средняя скорость поршня при номинальной частоте вращения 10,12 м/с. При такой средней скорости поршня создается некоторый резерв для дальнейшего роста мощности за счет повышения номинальной частоты вращения. Проектные параметры семейства V-образных двигателей ЗИС приведены на рис. бив табл. 3. Как свидетельствуют данные табл. 3, двигатели семейства имеют рабочие объемы и мощности, существенно отличающиеся друг от друга, что позволяет устанавливать оптимальные по мощности двигатели на все автомобили, предполагавшиеся к выпуску на заводе им. И. А. Лихачева и на связанных с ним заводах. Принятая схема изменения рабочего объема дает возможность максимально унифицировать детали и уменьшить массу каждого из двигателей, входящих в семейство (табл. 4). В двенадцатицилиндровом двигателе ЗИС-134 используются четыре головки шестицилиндрового двигателя ЗИС-130 (собранные с осями коромысел и крышками головок цилиндров), два впускных и четыре выпускных трубопровода, что увеличивает количество унифицированных деталей в двигателях семейства.
В двигателе ЗИС-Ш, предназначенном для установки на легковой автомобиль, количество неунифицированных деталей увеличивается из-за уменьшенного рабочего объема, повышенной степени сжатия, увеличенной частоты вращения и существенного отличия фаз газораспределения, а также из-за необходимости более низкого расположения оси вентилятора системы охлаждения для уменьшения высоты двигателя.
|