Home Ремонт двигателя Вторая опытная серия
Вторая опытная серия
Ремонт двигателя
Article Index
Вторая опытная серия
Двигатель ЗИЛ-Э129Б
Двигатель ЗИЛ-ЭШБ
All Pages

Двигатель ЗИЛ-1Э130 (рис. 17). Накопленный в процессе доводки двигателей первой опытной серии материал дал возмож­ность приступить к созданию второй опытной серии этих двига­телей.
В конструкцию двигателей второй опытной серии были вне­сены следующие изменения.
1. Для улучшения наполнения цилиндров при большой ча­стоте вращения коленчатого вала (в частности, в двигателе для легкового автомобиля) применены клапаны с головками увели­ченных размеров и полностью обработанная клиновая камера сгорания со свободными проходами между ее стенками и кромками головок клапанов. Соответственно были расширены впускные и выпускные каналы в головке блока цилиндров.
С увеличением диаметра головок клапанов повысились удель­ные проходные сечения (см. табл. 6) и соответственно снизились гидравлические сопротивления во впускном и выпускном каналах (см. рис. 12, а и б).
2. Чтобы снизить требования к антидетонационным качествам бензина, для изготовления головки цилиндров был применен алю­миниевый сплав, а свеча зажигания расположена в центре камеры сгорания параллельно оси цилиндров (см. рис. 17 и 18).
3. Для устранения прогара днища поршня его толщина сде­лана увеличивающейся от центра к периферии. Увеличен также радиус перехода от днища по его внутренней поверхности к цилин­дрической части поршня.



Рис. 17. Поперечный разрез двигателя ЗИЛ-1Э130


4. Применен шестеренчатый привод от коленчатого вала к рас­пределительному, так как стоимость цепного привода слишком высока для двигателей грузовых автомобилей массового произ­водства. При шестеренчатом приводе уменьшилось расстояние между осями валов.
5. Чтобы уменьшить количество масла, подаваемого через ось коромысел для смазки пары стержень клапана — направляющая втулка, введен жиклер в канале, подводящем масло к осям коро­мысел.
6. Для снижения интенсивности подогрева смеси уменьшено сечение перепускного канала, отлитого во впускной трубе.
7. Центрифуга установлена в одном корпусе с фильтром грубой очистки и перенесена в заднюю часть двигателя. Это позволяет уменьшить расстояние от переднего торца блока до передней кромки лопастей вентилятора и соответственно уменьшить габа­ритную длину двигателя.
8. Применен водяной насос с вводом воды перед крыльчаткой. При такой схеме конструкция насоса получается более легкой и жесткой.
9. Для уменьшения массы и габаритов двигателя впускная труба (служащая одновременно верхней крышкой блока), перед­няя крышка блока, корпус фильтра грубой очистки и корпус привода распределителя изготовлены из алюминиевого сплава; шестерня привода распределителя и масляного насоса на распре­делительном валу расположена консольно и уменьшена длина прилитой к блоку верхней половины картера сцепления.




Рис. 18. Расположение газовых каналов в головке двигателя ЗИЛ-1Э130


10. В соответствии с новой формой и расположением впускных патрубков в головке блока цилиндров изменена конструкция впускной трубы.
11. Дополнительно для двигателя ЗИЛ-1Э130 был разработан профиль кулачка распределительного вала, отличающийся меньшей «угловой протяженностью» участков сбега. Это было сделано для уменьшения фаз газораспределения, величина которых в про­филе кулачка двигателя ЗИЛ-Э130 была завышенной. Скорость клапана на этих участках осталась без изменений.
Фазы газораспределения двигателя ЗИЛ-1Э130 приведены на рис. 19.
Основные параметры двигателей, входящих в семейство, а также степень унификации их деталей остались неизменными (см. табл. 3 и 4).
Скоростная характеристика двигателя ЗИЛ-1Э130 была снята при отключенном подогреве смеси. Как следует из характеристики (рис. 20), двигатель развил мощность 130 л. с. при п =3200 об/мин и крутящий момент 34,6кгс-м при п = 1900 об/мин, что несколько ниже проектных данных.
Самые свежие мед. публикациина сайте Socialmedic.com.



Двигатель ЗИЛ-Э129Б

Двигатель ЗИЛ-Э129Б. Он пред­назначался для городского авто­буса. Поперечный разрез этого двигателя в основном аналогичен разрезу двигателя ЗИЛ-1Э130 (см. рис. 17). Чтобы создать необ­ходимые условия для размеще­ния агрегатов трансмиссии при поперечном расположении двига­теля в задней части автобуса, направление вращения коленча­того вала было выбрано против часовой стрелки.
Двигатель ЗИЛ-Э129Б раз­вил мощность 183 л. с. при п = = 3200 об/мин (рис. 20) и крутящий момент 48,5 кгс-м при п = = 2000 об/мин, что полностью соответствует проектным данным. Минимальный удельный расход топлива был равен 235 г/(л. с. ч), что также соответствует техническим условиям.
Длительные испытания на надежность (в течение 600 ч) на режимах по ГОСТу 491—55 показали, что наиболее серьезным дефектом двигателя ЗИЛ-Э129Б было вытягивание головок вы­пускных клапанов (появление «тюльпана») и их обрыв.
Так как применение жаростойкой стали ЭИ69 для изготовле­ния выпускных клапанов не устранило обрыва их головок, было решено разработать новый, более плавный профиль кулачков, который обусловливал меньшие ускорения.

Рис. 19. Фазы газораспределения двигателя ЗИЛ-1Э130


Испытания двигателя подтвердили необходимость дальнейшего повышения прочности поршней.



Двигатель ЗИЛ-ЭШБ

Двигатель ЗИЛ-ЭШБ. На базе двигателя ЗИЛ-Э129Б была разработана конструкция двигателя ЗИЛ-ЭШБ, предназначен­ного для установки на легковой автомобиль. Рабочий объем двигателя был уменьшен до 6 л, как и ранее, путем умень­шения диаметра цилиндра двигателя ЗИЛ-Э129Б до 100 мм.
Двигатель ЗИЛ-Э111Б испытывали без воздухоочистителя, вентилятора и глушителя. В качестве топлива использовался авиа­ционный бензин с октановым числом 96 по моторному методу. Мощность двигателя ЗИЛ-Э111Б равна 195 л. с. при п = = 3800 об/мин, а крутящий момент 44 кгс • м при п = 2400 об/мин.
Минимальный удельный расход топлива был равен 210 г/(л. с. ч). Полученные параметры несколько ниже проектных, но значи­тельно возросли по сравнению с параметрами предшествующей модификации ЗИС-Э111. Это можно объяснить заменой шатровой камеры сгорания клиновой, увеличением диаметра головок кла­панов, усовершенствованием системы подогрева горючей смеси и существенным изменением проходных сечений впускного и вы­пускного трактов.

Рис. 20. Скоростные характеристики двигателей:
- - - - - - - - ЗИЛ-1Э130 (подогрев отключен);
----------------ЗИЛ-Э129Б


Некоторый недобор мощности объяснялся колебаниями фаз газораспределения, степени сжатия и недостаточной высотой подъема клапанов из-за погрешностей при изготовлении коромы­сел. Устранение указанных неточностей не представляло каких-либо трудностей, Испытания двигателей второй опытной серии показали сле­дующее.
1. Основные показатели V-образных двигателей ЗИЛ (мощ­ность, крутящий момент, минимальный удельный расход топлива при работе с полностью открытой дроссельной заслонкой) соот­ветствуют техническим условиям на эти двигатели или настолько близки к ним, что они могут быть получены после тщательной отра­ботки впускного и выпускного трактов и регулировки карбюра­тора, подбора оптимальных фаз газораспределения, определения наивыгоднейшего подогрева смеси во впускной трубе и т. п.
Выбранные параметры впускного и выпускного трактов, а также сечения для прохода смеси между кромкой головки клапа­нов и стенками камеры сгорания дают возможность повысить частоту вращения, соответствующую максимальной мощности двигателя для легкового автомобиля, до 4000 об/мин.
2. Размеры основных деталей и узлов обеспечивают удовлет­ворительную работоспособность деталей при 600-часовых испы­таниях на надежность на режимах по ГОСТу 491—55.
3. Выявилась необходимость проведения специальных иссле­дований для устранения вытягивания и обрыва головок выпуск­ных клапанов, прогара днища поршней и трещин на их ребрах, повышенного износа триметаллических вкладышей. Требовалось также уменьшить количество масла, подаваемого для смазки кла­панов, в направляющих втулках и устранить течи по стыку крышки клапанов с фланцем головки блока цилиндров.

 

 
Реклама: