Home Статьи Не для богатыря ноша
Не для богатыря ноша
Статьи
В настоящее время в хозяйствах Московской области имеется около 500 тракторов «Кировец» и Т-150. По мнению механизаторов, эти машины сильные, универсальные и комфортабельные. Вот, скажем, «Кировец». Мощность его двигателя 154 кВт.
Этот гигант-трактор способен выполнить до 20 полевых и транспортных операций. Ему потребуется лишь час, чтобы вспахать 1,9 га или посеять зерновые на 2,7 га, прокультивировать 8,1 га или продисковать 15,3 га. При агрегатировании с прицепами он способен «поднять» 20 т груза и перевезти его по труднопроходимым дорогам со скоростью 30 км/ч. Как же используется в хозяйствах мощная техника? В совхозе имени Крупской Серебряно-Прудского района мы разговорились об этом с механизаторами Н. Чумичевым и Ю. Борисовым, которые работают на тракторах «Кировец» и Т-150.
— Вот мы на днях возили органику,— говорит Николай Чумичев,— и самим было стыдно. Четырехтонная тележка на прицепе у моего К-700 казалась спичечной коробкой. За день я перевез только полсотни тонн, а мог бы и двести, если бы были прицепы к этому трактору. И других механизаторов совхоза не устраивает ограниченный набор прицепных и навесных орудий, не хватает прицепов, борон, сеялок, культиваторов, лущильников.
Да, из-за плохой обеспеченности сельскохозяйственными машинами мощные тракторы и на четверть не используют своей мощности. Поэтому производительность их остается тревожно низкой. В 1973 году каждый К-700, к примеру, выработал только 2640 у. э. га. В 1978 году этот скромный показатель не возрос, а уменьшился на 27 га. В совхозах «Сосновскии» Озерского района, имени XX съезда КПСС и «Орешков» Луховицкого района выработка на этот трактор соответственно составила 1187, 781 и 697 у. э. га. И лишь в совхозе «Озеры» сумели довести годовую выработку до 3535 у. э. га.
Приведем еще одно сравнение. Механизатор луховицкого совхоза имени Карла Либкнехта Б. Зацепин выработал в позапрошлом году на К-700 (было единственное орудие-—плуг, и тот арендовали в агрохимцентре) 396 у. э. га, тогда как трактористка совхоза «Чулки-Соколово» Г. Горбунова, работающая на «Беларуси»,— 1900. Ейли такое сравнение не убедительно, мысленно поставьте рядом с гигантом «Кировцем» небольшой МТЗ-82 — и вы наглядно представите этот контраст.
Так в чем же причины?
Безусловно, на использовании мощных машин пагубно отразилась неукомплектованность шлейфом. Но только ли это?
Без должной подготовки встретили на селе приход тракторов-великанов. Как обычные, рядовые машины. Вы не найдете в хозяйствах планов-графиков на эти машины, не почувствуете стремления применить прогрессивный, групповой метод при их использовании. Хранят эти дорогие машины (К-700 стоит свыше 1 000 тыс. руб.) под открытым небом. У многих тракторов помяты крылья, исцарапаны стекла, облезла краска. Они раньше времени «просятся» в ремонтные мастерские.
Доставил как-то такой трактор на капитальный ремонт в Луховицкую райсельхозтехнику механизатор хозяйстве «Красная Звезда» Н. Романюк — вышли из строя балансир, шестерни привода масляного и топливного насосов. «Лечение» машины обошлось совхозу в 234 000 руб. Через короткое время Н. Романюк снова поехал в мастерскую, на этот раз отказали топливный насос и форсунка.
«Кировец» требует тщательного ухода. Чтобы провести техническое обслуживание трактора К-700, надо иметь под рукой без малого сотню различных инструментов, причем в основном сложных. Иметь их каждому механизатору— пока неосуществимая мечта. Выход один — создавать пункты профилактического технического обслуживания.
Приказом по Московской облсельхозтехнике такие пункты технического обслуживания и ремонта тракторов К-700 и Т-150 созданы в тринадцати районных объединениях, в том числе в Зарайском, Серебряно-Прудском и Луховицком. Ростокинскому ремонтному заво ду, Щелковскому, Кривандинскому и Загорскому райобъединениям предстоит освоить капитальный ремонт двигателей, их узлов и агрегатов.
Мы побывали в Зарайской райсельхоз-технике, чтобы взглянуть на такой пункт технического обслуживания. Инженер В. Шлыгин показал помещение, отведенное для ремонта машин-богатырей. Познакомил с опытными мастерами-наладчиками С. Минаевым, А. Черкалиным, инженером-технологом Ю. Колесниковым. За первые два месяца работы пункта они провели техническое обслуживание 25 «Кировцев» (и пока без рекламаций!), выполнили производственно-финансовый план. До конца 1979 года техническое обслуживание прошли еще 70 машин.
У пункта есть и свои трудности. Например, с запчастями. Тот же приказ, на который мы ссылались выше, предлагал начальнику управления по продаже запасных частей областного объединения Л. Златкину создать при районных пунктах технического обслуживания оборотный фонд запчастей в соответствии с представленными расчетами. Зарайцы обрадовались и послали в управление заявку с перечнем 120 наименований деталей. Удовлетворена же она лишь по 14 позициям.
Обидно за механизаторов, севших на мощные тракторы. Секретарь парткома совхоза «Луховицкий» Луховицкого района А. Телина рассказала о случае, который произошел с механизатором С, Жиликовым. После окончания средней школы этот парень остался в родном совхозе, вырос в первоклассного тракториста, за высокие урожаи кукурузы удостоен ордена Ленина. Ни один праздник — совхозный или районный — не обходился без чествования Сергея, ему вручали грамоты, премии. С Жи-ликову, молодому, высококвалифицированному механизатору, предложили К-700.
— И вот по итогам за первое полугодие 2010 года,— продолжает Антонина Николаевна,— Сергей Жиликов оказался в середняках, он, естественно, лишился и премии.
В совхозной конторе уточнили: среднемесячная зарплата С. Жиликова стала почти вдвое ниже прежней и намного меньше, чем у его коллег, оставшихся работать на тракторах низшего класса.
За годы десятой пятилетки парк высокопроизводительных машин возрастет в четыре раза. Легко предположить. В какую копеечку обойдутся потери, если тракторы-богатыри будут понапрасну растрачивать силу, как нередко случается теперь.
Want to buy a family car - Fiat Punto is the best choise for you.
 
Реклама: