Home Статьи Мотосани
Мотосани
Статьи
Наша промышленность освоила выпуск нескольких типов, мотосаней для транспортных нужд в условиях бездорожья, например на дачных участках на Севере. В Северных районах страны они уже продаются в магазинах, но пока спрос превышает предложение.
Часто встречающиеся схемы мотосаней: одна гусеничная лента и две управляемые лыжи спереди; .две гусеничные ленты, спаренные или разообщенные с одной или Двумя управляемыми лыжами.
Мотосани состоят из корпуса, на котором монтируются все узлы, агрегаты и системы машины. В качестве двигателя используется двигатель внутреннего сгорания с принудительным воздушным охлаждением. Движителем мотосаней служит расположенная под корпусом гусеничная лента с грунтозацепами для увеличения ее сцепления со снегом. Гусеничная лента растянута между ведущим и натяжным валами, на которых установлены специальные зубчатые колеса. Между валами находятся опорные и подрессоренные каретки.
Двигатель и ведущий вал движителя — гусеничные ленты, соединенные трансмиссией, которая состоит из автоматического, бесступенчатого, клиноременного вариатора и цепной бортовой или центральной (снегоход «Буран») передачи. На мотосанях нет сцепления и коробки скоростей. При движении по снегу они не имеют «наката», как мотоцикл на шоссе, и не могут двигаться по инерции.
Автоматический клиноременный вариатор выполняет функции сцепления и коробки передач. В зависимости от дорожных условий он сам регулирует величину тягового усилия при постоянной частоте вращения коленчатого вала двигателя. При увеличении частоты вращения последнего вариатор автоматически плавно включается, а при снижении частоты вращения — отключается от привода гусеничной ленты.
Наличие вариатора упрощает и систему управления скоростью движения. Оно сведено к двум рычажкам (на руле машины) газа и тормоза.

МОТОСАНИ «БУРАН»
Мотосани «Буран» выпуска 1979 года отличаются от предыдущей модели изменением некоторых узлов и агрегатов, которые обеспечивают большую надежность машины в эксплуатации. Мотосани рассчитаны на эксплуатацию при температуре до —40°С. Они могут перевозить двух человек — водителя и пассажира, буксировать лыжный прицеп с пассажирами и другим грузом весом до 250 кг. Максимальная скорость «Бурана» с полной нагрузкой без прицепа на горизонтальном участке заснеженной дороги — до 50 км/ч.
На спортивных соревнованиях «Буран» с одним водителем показал скорость 82,3 км/ч. При движении по плотному снегу, на оптимальном режиме работы двигателя при скорости 30 км/ч, средний расход топлива на 100 км — 28 л. Бортовой запас топлива, заправляемого в бак,— 30 л.
Мотосани хорошо преодолевают подъемы до 35°, что позволяет использовать их на пересеченной местности и в горах.
Мотосани «Буран» (рис. 1) состоят из корпуса, сваренного из листовой стали. В передней части расположен двухтактный двигатель РМЗ-640, бензиновый, внутреннего сгорания, двухцилиндровый с принудительным воздушным охлаждением. В качестве топлива используется автомобильный бензин в смеси с маслом. Сорта топлива и масла и их соотношение указываются в паспорте машины.


Движитель мотосаней — сдвоенная гусеничная лента, расположенная в П-образном проеме корпуса. Она опирается на амортизируемые колесные тележки. Двигатель и движитель соединены трансмиссией (рис. 2), передающей крутящий момент от коленчатого вала двигателя на ведущий вал гусеничной ленты.


В трансмиссию входят: бесступенчатый клиноременный вариатор, коробка реверса и центральная цепная передача. Коробка реверса позволяет разобщать двигатель с гусеничной лентой и включать задний ход, что увеличивает маневренность машины. Центральная цепная передача соединяет коробку реверса с ведущим валом гусеничной ленты.
Гусеничная лента резино-тканевая, перфорированная. Приводные колеса-шестерни, установленные на ведущем и натяжном валах, пластмассовые.
Изменение направления движения обеспечивается одной, передней лыжей, которую водитель поворачивает с помощью рулевой колонки. Руль (рис. 3) — мотоциклетного типа с установленными на нем рычагами: управления газом-дроссельной заслонкой карбюратора и тормоза.


Пуск двигателя осуществляется электрическим или ручным стартером. Электрический стартер работает от аккумуляторной батареи и включается ключом зажигания. В случаях отказа электростартериспользуют ручной. Для этого ручку 10 резким движением вытягивают на себя.
На приборном щитке установлен спидометр. В него вмонтирован указатель километража, пройденного машиной с начала эксплуатации.
Для обеспечения продолжительной работы мотосаней необходимо строго соблюдать все указания инструкции по эксплуатации. Это же позволяет предъявлять заводу рекламации при выходе из строя деталей и агрегатов до выработки гарантийного пробега.
Мотосани «Буран» имеют сухую массу — без топлива, масла и инструмента — 280 кг.
Цена мотосаней без расходов на транспортировку — 2000 руб.

МОТОСАНИ «ЛАЙКА-2»
Они рассчитаны на перевозку двух человек — водителя и пассажира — и могут буксировать санный прицеп общей массой до 200 кг. Установленный на мотосанях двигатель одноцилиндровый, с принудительным воздушным охлаждением, типа Д-303 развивает мощность до 9 кВт (13 л. с.) и обеспечивает скорость при полной нагрузке без прицепа до 40 км/ч.


Для вождения мотосаней достаточно пройти небольшой инструктаж. Применяют мотосани при транспортных работах и в сельском хозяйстве.
Для коллекционеров старых наград России будет полезен сайт russianglory.ru, где приведено описание, цена и другая информация.
 
Реклама: