Home Статьи Как повысить проходимость комбайна
Как повысить проходимость комбайна
Статьи
Хозяйствам нечерноземья поставляются в основном колесные зерноуборочные комбайны. Примерно 80 процентов их приспособлены для работы в нормальных условиях. В дождливую погоду почвы переувлажняются, проходимость колесных машин снижается. Повысить ее можно различными способами. Самый простой из них — сдваивание колес. Поставляемые комбайны СКД-5МН комплектуются для сдваивания ведущих колес дополнительными узлами, деталями и инструментом. На местах известно несколько вариантов соединения дисков. Первые два из них — сварочное и с помощью футорок или переходных шпилек. Причем шины устанавливают вплотную, без зазора, в пространство между ними земля не попадает. Однако в этом случае при сдваивании ведущих колес будут потери мощности и ускоренный износ шин Toyota Corolla. Пользуясь указанными вариантами, целесообразно сдваивать управляемые колеса, так как по сравнению с ведущими на них действуют меньшие нагрузки.
Два других варианта соединения дисков — с помощью переходных дисков и ступиц. При таком сдваивании колеса устанавливаются с зазором между соседними боковинами шин. А чтобы образовавшееся пространство не забивалось землей, зазор между боковинами должен быть оптимальным — 0,1 метра.
Сдваивание позволяет снизить давление воздуха в шинах, увеличить опорную поверхность ходовой системы и сократить удельное давление на почву в два раза.
Но комбайн СКД-5МН со сдвоенными ведущими колесами уступает по проходимости комбайну СКП-5, оборудованному полугусеничным ходом, для которого дополнительные уширительные металлические колеса к основным пневматикам выполняются сплошными и решетчатыми. Последние уширители легче, обладают хорошими сцепными свойствами, ими целесообразно оборудовать комбайны, работающие на торфяно-болотных почвах. Однако надо иметь в виду, что применяемые дополнительные колеса шириной 400 миллиметров не обладают амортизационными свойствами. Чтобы избежать поломок, комбайны целесообразно использовать на площадях, где нет камней.
На колесном комбайне СК-4 можно устанавливать выдвижные лопаточные почвозацепы. При этом угол наклона шпоры к оси стержня — 30 градусов, ее ширина—150 и длина—122 миллиметра. Для транспортного положения лопаточки поворачивают на 90 градусов и сдвигают к центру колеса. В этом положении они находятся на 70 — 75 миллиметров ниже внешнего диаметра колеса.
При эксплуатации комбайна с повышенной проходимостью следует знать, что дополнительные колеса и шины ведущим колесам увеличивают динамические нагрузки на корпус ведущего моста и коробку перемены передач примерно в 1,5 — 2 раза, что часто приводит к их поломкам и снижению сроков службы других узлов трансмиссии комбайна. При осадке сдвоенных ведущих колес на 15 — 20 сантиметров комбайн буксует и зачастую неспособен выехать самостоятельно (особенно на суглинистой почве с твердостью менее 500 килопаскалей). Поэтому для буксировки машины необходимо иметь трактор класса не менее 30 килоньютон и трос длиной примерно пять метров. Использование комбайна со сдвоенными передними колесами целесообразно в том случае, если осадка за ними не превышает 10 — 15 сантиметров.
В некоторых хозяйствах Ленинградской и других областей для повышения проходимости на ведущие колеса устанавливают ленты от гусеничного трактора класса 30 килоньютон. Но из-за ряда серьезных недостатков такой способ оборудования комбайнов получил ограниченное применение.
В 1977 году НИПТИМЭСХом Нечерноземной зоны разработаны резинометаллические гусеничные ленты для шин 530 — 610 комбайнов СК-5 «Нива», СКД-5 «Сибиряк». По массе они примерно в
два раза меньше металлических лент. Испытания в совхозе «Кобрало-во» Ленинградской области показали, что почвозацепы ленты не разрушают твердое покрытие дорог, позволяют увеличить проходимость колесного комбайна, и их целесообразно использовать на влажных почвах различного механического состава.
К недостаткам резинометаллических лент следует отнести трудоемкий монтаж на ведущие колеса (два человеко-часа), мешающий использовать их оперативно, дополнительную вибрацию на остов комбайна при переездах по твердым дорогам, более сильное разрушение почвозацепами травяного покрова твердых почв по сравнению с шинами 530-610.
Для оборудования комбайнов СК-5 «Нива» полугусеничными ходами от тракторов «Беларусь» ведущие колеса необходимо развернуть и поменять местами, чтобы облегчить доступ к бортовым редукторам, к которым крепятся вновь изготовленные кронштейны полугусеничного хода. Натяжные колеса устанавливают между ведущими и управляемыми колесами комбайна. Ленту необходимо уширить на величину, равную разности ширины профиля шин 530-610 и 400-610, для чего металлические почвозацепы ленты разрезают и вваривают вставки. Оборудование комбайнов полугусеничным ходом от трактора «Беларусь» также не лишено серьезных недостатков. Сейчас Ростовский, Таганрогский и Красноярский комбайновые заводы выпускают комбайны СКП-5, СКП-6, СКД-5МН, подготовленные для оборудования серийными металлическими полугусеничными ходами.
При необходимости в мастерских хозяйств оборудуют комбайны СК-5 «Нива» серийными полугусеничными ходами, предназначенными для комбайнов СКП-5 «Нива», СКПР-6 «Колос». К корпусу ведущего моста приваривают проушины, а к левому и правом/ корпусам бортовых редукторов крепят сварные кронштейны тремя болтами и стремянкой каждый. Кронштейны приваривают к раме комбайна. Дальнейшее оборудование — согласно заводской инструкции по эксплуатации комбайна СКП-5.
В 1979 году в объединении «Кингисеппский» Ленинградской области четырьмя комбайнами «Нива», оборудованными гусеничными ходами в сочетании с уширенными мостами управляемых колес, убрали в октябре зерновые на площади 200 гектаров за 15 рабочих дней, в то время как за 20 рабочих дней в сентябре теми же комбайнами, оборудованными полугусеничными ходами и серийными мостами, было убрано всего 30 гектаров ячменя.
Полевыми исследованиями инстититута установлено, что комбайн СК-5 «Нива» на полугусеничном ходу и с уширенным мостом обладает лучшей проходимостью, чем СКП-5 «Нива». Уширенный мост управляемых колес отличается от серийного тем, что его можно оборудовать колесами увеличенных размеров — 400-610 или 530-610, с развитыми почвозацепами, позволяющими улучшить управляемость комбайна. Благодаря тому, что колеса идут по колее движителей ведущего моста, снижаются затраты мощности комбайна на перемещение, в два раза уменьшается разрушение травяного покрова и уплотнение почвы, в 2—5 раз повышается производительность труда. На сайте узнайте цены на Шкода Кодиак в России по городам.
Основой изготовления уширенного моста служит серийный. Балка выполнена из швеллеров № 16 и № 14. В торцах ее установлены наконечники бруса с поворотными кулаками, на цапфах которых— ступицы колес от управляемого моста СК-5 «Нива» или переднего моста автомобиля ГАЗ-53. Поперечная рулевая тяга удлинена вставкой. При использовании ступиц от ГАЗ-53 центральная часть диска колеса вырезается и вваривается фланец толщиной 8—10 миллиметров с расположением отверстий, соответствующих положению болтов на ступице. Если же ступицы от СК-5 «Нива», в них дополнительно просверливается четыре отверстия согласно отверстиям в диске колеса.
Чтобы еще больше повысить проходимость колесных комбайнов СК-5 с уширенными мостами, з НИПТИМЭСХе Нечерноземной зоны оборудовали ведущий мост шинами 700-665 (рис. 8) вместо 530-610. Колесо монтируется на барабане (использовано водило бортовой передачи трактора К-700). По внутреннему периметру барабана приварен фланец, в котором просверлено восемь отверстий для установки колеса на шпильки к тормозному барабану. В сопряжения между ведущим мостом, лонжеронами рамы и жесткостями ставятся прокладки толщиной 10—12 миллиметров. Дополнительными тягами усиливают жесткость корпуса ведущего моста. К опоре , которая для комбайнов СК-5 «Нива» и СК-6 «Колос» изготавливается вновь, крепится кронштейн. Боковые тяги соединены с кронштейнами и подвесками пальцами. Подвески удерживаются на пальцах кронштейнов, вновь изготавливаемых для комбайнов СК-5 и СК-6.
При работе на полях с ровным рельефом и твердостью почвы свыше 600 килопаскалей производительность переоборудованного зернокомбайна СК-5 такая же, как с серийной ходовой системой. В зависимости от давления воздуха в шинах 700-665 возможное увеличение скоростей движения на каждой из передач по сравнению с шинами 530-610 составляет от 10 до 20 процентов.
Дорожный просвет комбайна с экспериментальной ходовой частью увеличивается примерно на 150 миллиметров. Его статическая устойчивость остается такой же, как и у СК-5 на шинах 530-610 и 310-406 (за счет расстановки колес по ширине колеи), а максимальный угол подъема комбайна при работе на склоне увеличивается приблизительно на 4 — 5 градусов.
На уборке в объединении «Верево» Ленинградской области экспериментальная ходовая система от VAZ 2114 обеспечивала проходимость комбайна без дополнительной буксировки практически на всем диапазоне твердости и влажности почвы. Травяной покров разрушается незначительно.
В том случае, если все же буксование ведущих колес достигнет ста процентов, необходимо включить передачу заднего хода, осадить комбайн на 2 — 3 метра, а затем включить вторую передачу и с разгона преодолеть «трудный участок».
При сравнении с комбайнами, оборудованными серийными полугусеничными и гусеничными ходами, выявились значительные преимущества в проходимости комбайна с экспериментальной ходовой частью.

 
Реклама: