Home Двигатель ЗИЛ-130 Смазочная система ЗИЛ-130
Смазочная система ЗИЛ-130
Article Index
Смазочная система ЗИЛ-130
Фильтр очистки масла ЗИЛ-130
Масляный радиатор ЗИЛ-130
All Pages

Смазочная система двигателя ЗИЛ-130 смешанная: масло подается под дав­лением и разбрызгиванием (рис. 17). Охлаждается масло в радиаторе.
Масляный насос — двухсекционный, шестеренный. Верхняя сек­ция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центрифугу, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редук­ционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегули­рован на давление 320 кПа (3,2 кгс/см2), не менее, и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую. Пере­пускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120 кПа (1,2 кгс/см2).


Фильтр очистки масла ЗИЛ-130 (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом (центрифуга), включен в смазочную систему последователь­но. Корпус 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, соз­даваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.
Правильность вращения центрифуги проверяется на слух. После остановки двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться 2—3 мин, при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находя­щиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, на которых они откладываются, в результате чего образуется плот­ный осадок. Этот осадок удаляют при чистке центрифуги, одновре­менно со сменой масла в картере двигателя.
Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги в течение 20—30 мин. Затем рекомендуется выполнить следующее:
1)  отвернуть гайку 15 и снять кожух 8;
2)  вывернуть пробку в корпусе 21 и вставить в отверстие стер­жень, удерживающий корпус от вращения;
3)  отвернуть гайку 14 крышки ключом для завертывания свечей, снять крышку 5 корпуса вместе с гайкой 14;
4)  снять вставку 7 центрифуги и сетчатый фильтр 6;
5)  очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их, при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, а также при ее разрывах следует сменить сетчатый фильтр;
6)  очистить от грязи прокладку 2 кожуха.
Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недо­пустимо, так как приводит к течи масла.
Промышленное, взрывозащищенное оборудование, КИПиА


 

Рис. 17. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-130:
а — общая схема смазывания; б — подача масла в ось коромысла; в — смазывание регули­ровочного винта и верхнего наконечника штанги; г — смазывание стенок цилиндра; 1 — масляный насос; 2 — канал для подвода масла от насоса к фильтру; 3 — маслораспределительная камера; 4 — указатель давления масла; 5 — контрольная лампа аварийного снижения давления масла; 6 — центробежный фильтр очистки масла; 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор, смазываемый разбрызгиванием; 9 — левый магистральный канал; 10 — трубка подвода масла для смазывания компрессора; 11 — трубка для слива масла из ком­прессора; 12 — шкив коленчатого вала; 13 — полости для центробежной очистки масла а шатунных шейках коленчатого вала; 14 — правый магистральный канал; 15 —  маслоприемник; 16 — трубка подвода масла в масляный радиатор; 17 — кран выключения масляного радиатора; 18 - канал в стойке коромысла клапана; 19 — полая ось коромысла; 20 – отверстие в шатуне для подачи масла на стенку цилиндра.

 



Фильтр очистки масла ЗИЛ-130


 

Рис. 18.  Фильтр очистки масла ЗИЛ-130:
1 - жиклер; 2 — прокладка; 3 — ротор; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — кол­пак ротора; 6 — сетчатый фильтр; 7 — вставка; 8 — колпак фильтра; 9 — ось; 10 — кольцо вставки; 11 — стопорное кольцо; 12 — про­кладка гайки; 13 — шайба гайки; 14 и 15 — гайки; 16 — гайка-барашек; 17 — упорная шайба; 18 — труб­ка оси; 19 — упорное коль­цо шарикоподшипника; 20 — упорный подшипник; 21 — основание фильтра; 22 - перепускной клапан.


Сборку проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 18, отцентрировав его по буртику корпуса 3 центрифуги.
Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вра­щается от руки центрифуга. Гайку 15 крепления кожуха следует затягивать усилием, не превышающим усилия руки. Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников. Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии корпуса с оси нужно предотвратить выпадение упорного кольца 19 шарикоподшипника в корпус фильтра. При засорении втулок следует промыть их в бензине или керосине. В случае засорения жиклеров / прочищать их нужно таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие. Установку корпуса 3 на ось 9 проводят в обратной последовательности.
После очистки и окончательной сборки проверяют вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.
Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан 3 (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя. При работе двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан поднимается вверх и уменьшает площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорыва­ющихся в картер двигателя. При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопро­воде снижается, и клапан опускается вниз, открывая проходное сечение.

Рис. 19. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130:
1 - воздушный   фильтр; 2 — маслоуловитель; 3 — клала»; 4 — стакан пружины; 5 - пружина; 6 — шарик клапана; 7 — штуцер.


Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двига­теля картерные газы проходят через маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр 1, объединенный с маслозаливной горловиной. Очищать и промывать этот фильтр надо при смене масла в двигателе.



Масляный радиатор ЗИЛ-130

Масляный радиатор ЗИЛ-130 — воздушного охлаждения, из оребренной алюминиевой трубки,   установлен  перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске хо­лодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.
Проверка уровня масла в картере двигателя проводится по ука­зателю, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно» (рис. 20). Метка «Полно» показывает нормальный уровень масла в картере двигателя, прогре­того до рабочей температуры.


 

Рис. 20. Указатель уровня масла:
? - метка, соответствующая уровню масла до пуска двигателя; ? - метка, соответствующая уров­ню масла в прогретом двигателе че­рез 2—3 мин после его остановки.


Уровень масла в картере нужно проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре ав­томобиля в пути. Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин пока стечет масло, вынуть и обтереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, опре­делить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуата­ция автомобиля запрещается, и необходимо долить масло до метки «Полно».
При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и ка­налов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя превышает метку «Полно». Поэтому при проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормаль­ный уровень должен быть не выше прямоугольной метки всегда была популярна среди рыбаков ловля сома на пикер, также популярна и ловля на квок, что это такое, можно почитать на сайте fishingural.ru. Превыше­ние нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горя­чем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается.
Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазы­вания.

 

 
Реклама: