Home Двигатель ЗИЛ-130 Система охлаждения ЗИЛ-130, водяной насос и радиатор ЗИЛ-130
Система охлаждения ЗИЛ-130, водяной насос и радиатор ЗИЛ-130
Article Index
Система охлаждения ЗИЛ-130, водяной насос и радиатор ЗИЛ-130
Термостат ЗИЛ-130
Тепловой режим двигателя
All Pages

Ключевые слова: система охлаждения ЗИЛ-130, водяной насос ЗИЛ-130 и радиатор ЗИЛ-130

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 — жидкостная, закрытая, с при­нудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 30).
Водяной насос ЗИЛ-130 (рис. 31) — центробежный, установлен на перед­нем торце блока цилиндров.
Перед заправкой смазочным материалом полостей подшипников водяного насоса ЗИЛ-130 нужно предварительно отвернуть пробку 2, закры­вающую контрольное отверстие. Заправку надо проводить до появле­ния свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.
Привод вентилятора и водяного насоса ЗИЛ-130 осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охва­тывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.


Регулирование натяжения ремней проводится перемещением ге­нератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При нор­мальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентиля­тора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 32). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Рис. 30. Схема системы охлаждения ЗИЛ-130 двигателя:
1 — радиатор ЗИЛ-130; 2 — водяной насос ЗИЛ-130; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 9 — радиатор отопителя; 10 — датчик указа­теля температуры охлаждаю­щей жидкости; 11 — дозиру­ющая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка слив­ного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора


Радиатор ЗИЛ-130 — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка наливной горловины радиатора герметичная с двумя клапанами - впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлажде­ния давление 100 кПа (1 кгс/см2). При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости в радиаторе ЗИЛ-130 повышается примерно до 119°С, что уменьшает ее выкипание.
Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 СС.
Впускной клапан системы охлаждения ЗИЛ-130, нагруженный более слабой пружиной, пре­пятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впуск­ной клапан открывается и сообщает полость радиатора ЗИЛ-130 с атмосферой при уменьшении давления на 1—13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2). Темпе­ратура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контроли­руется указателем, установленным на щитке приборов. При дости­жении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке при­боров в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей  жидкости системы охлаждения ЗИЛ-130.

Рис. 31. Водяной насос ЗИЛ-130:
1 — корпус подшипников; 2 — пробка; 3 — масленка; 4 — про­кладка; 5 — корпус насоса; 6 — крыльчатка водяного насоса ЗИЛ-130; 7 — уплот­нения; 8 — уплотнительная шай­ба; 9 — отражатель; 10 и 12 — шарикоподшипники с уплотне­нием; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса.


При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасы­вание горячей воды из горловины.
Жалюзи радиатора ЗИЛ-130 — створчатые, управляются из кабины во­дителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.

Ключевые слова: система охлаждения ЗИЛ-130, водяной насос ЗИЛ-130 и радиатор ЗИЛ-130

Свежие новости автосалонов привлекают внимание автолюбителей.

 



 

Термостат ЗИЛ-130

Термостат ЗИЛ-130 с твердым наполнителем помещен между верхним и ниж­ним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения (рис. 33).

Рис. 32. Схема проверки натяжения приводных ремней:
1 — шкив  коленчатого вала; 2 — шкив  генератора; 3 — шкив  компрессора; 4 — шкив водяно­го насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого привода.


В радиатор необходимо заливать охлаждающую жидкость до ниж­него торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на ре­жиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее. В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждаю­щей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнаши­ваются поршневые кольца и цилиндры.
Для повышения надежности работы системы охлаждения и предо­хранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой тем­пературе (антифриз). Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому не­обходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.

Рис. 33. Схема работы термостата ЗИЛ-130:
а — термостат в закрытом положении; б — термостат в открытом положении; 1 — баллов термостата; 2 — активная масса (церезин); 3 — мембрана; 4 — направляющая втулка; 5 — шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8 — патрубок; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11 — буфер; 12 — обойма; 13 — патрубок впускного трубо­провода.


При заливке охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в сис­теме охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая за­полнению системы. Если вы обнаружили причины перегрева двигателя машины, во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после того, как из него начнет вытекать жидкость.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров (при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя). Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двига­теля. Рукоятки управления кранов для слива охлаждающей жидкости выведены через первую поперечину рамы под буфер (рис. 34). Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на  котле.
После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если краны замерзнут в открытом поло­жении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве дви­гателя, когда из кранов потечет жидкость

Рис. 34. Схема дистанционного управле­ния сливными кранами:
1 — сливные краны; 2 — рукоятки привода сливных кранов; 3 — рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора; 4 — сливной кран патрубка радиатора.

 

 


 

Тепловой режим двигателя

При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно сле­дить за тепловым режимом работы двигателя ЗИЛ-130. Если двигатель холод­ный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаж­дающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не ре­комендуется.
Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, сле­дить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.
Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после сли­ва охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию про­кладки головки блока и короблению головки.
В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных кана­лов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочи­щать их при значительной засоренности. Систему охлаждения необхо­димо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км про­бега), и далее два раза в год — весной и осенью.
Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно. Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора. Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в от­верстие патрубка термостата. Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор мож­но не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (пред­варительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора дол­жна быть закрыта. Когда сли­ваемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяю­щие блок цилиндров двигателя с радиатором.
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для ох­лаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказ­но до капитального ремонта двигателя, при этом не требует­ся удалять накипь.
Накипь обладает очень пло­хой теплопроводностью, поэто­му при наличии даже незначи­тельного слоя накипи на внут­ренних поверхностях системы охлаждения отвод теплоты резко ухудшается. Накипь опасна еще и тем, что, отслаиваясь, она может засорить проходные отверстия сливных кранов, мешая сливу, зимой это приводит к замерзанию охлаждающей жидкости в рубашке блока и разрушению блока ци­линдров.
Если в источнике водоснабжения вода жесткая, то воду перед за­ливкой в систему охлаждения двигателя необходимо смягчить (уда­лить соли кальция и магния) одним из следующих способов.
Первый способ — кипячение воды в течение 30—40 мин. Котлы для кипячения воды могут быть самой различной конструкции. Часть солей оседает на стенках котла, а часть собирается в шламоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды.
Второй способ — добавление к воде технического трилона. Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания ее при нагреве и кипячении. Излишнее коли­чество трилона не оказывает вредного влияния на детали системы ох­лаждения.
Третий способ — химический. При этом способе смягчения воды требуются специальные очистные установки. Смягчают воду с помощью натрийкатионитных фильтров. Такие фильтры различных размеров и пропускной способности выпускает промышленность.
В случае отложения накипи, а также при обнаружении в воде зна­чительного количества продуктов коррозии систему охлаждения надо промыть следующим образом. Залить воду, в 1 л которой предвари­тельно растворяют 20 г технического трилона. После одного дня ра­боты автомобиля (не менее 6—7 ч) этот раствор слить и залить свежий, менять раствор в течение 4—5 дней. После окончания промывки си­стему охлаждения залить водой, содержащей в 1 л 2 г трилона.



Все события Чемпионат мира по хоккею 2007 на www.WC-Hockey.ru
 
Реклама: