Ремонт блока цилиндров автомобиля ЗИЛ-130

Блок цилиндров чугунный с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. При установке мокрых гильз долговечность блока повышается, так как износ остальных поверхностей трения в блоке (отверстий под штангу топливного насоса, под толкатели, под подшипники коленчатого вала) обычно незначителен.

Для увеличения жесткости блока водяная рубашки разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Максимальные напряжения в блоке, возникающие от действия сил газов и крутящего момента, не превышают 370 кгс/см2.

Бобышки с резьбовыми отверстиями под болты крепления головок связаны с наружными стенками блока или с перегородками между цилиндрами, что устраняет деформацию плоскостей прилегания головок. С этой же целью, а также для уменьшения концентрации напряжений в средних отверстиях сделаны цековки глубиной 5 мм.

В пяти перегородках блока имеются отверстия для коренных подшипников. Чугунные крышки этих подшипников устанавливают в блок с некоторой натяжкой, обеспечивающим точное взаимное расположение верхнего и нижнего вкладышей при сборке. При литье крышек в поверхностном слое металла на их внешней, наиболее нагруженной, стороне создается небольшое (до 1,5 кгс/мм2) сжимающее напряжение, что значительно повышает их усталостную прочность.

Над отверстиями под вкладыши коренных подшипников расположены отверстия под распределительный вал. В передней перегородке установлен упорный подшипник коленчатого вала и имеется полость для слива в картер масла при его заливке в двигатель. В задней перегородке расположена масло распределительная камера и отверстия для установки масляного насоса и корпуса привода распределителя.

Полость в развале между рядами цилиндров, в которой размещены толкатели клапанов, закрывается крышкой, отлитой как одно целое с впускной трубой; передняя и задняя кромки крышки ложатся на блок, а боковые плоскости — на головки блока. Между сопрягаемыми поверхностями впускной трубы, блока цилиндров и головок блока установлены резиновые прокладки.

К переднему торцу блока крепится насос системы охлаждения и крышка, закрывающая шестерни привода распределительного вала, а к заднему торцу — картер сцепления центрируется по двум штифтам диаметром 18 мм. В задней части на боковых стенках блока установлены краники для слива воды.

Самый проходимый российский мотоцикл это мотоцикл Тула, он очень надежный и выносливый.

Гильзы цилиндров отливаются из чугуна СЧ18-36 с ограниченным до 5% содержанием феррита (твердость чугуна НВ 196, не менее). В верхнюю часть гильзы на длину 50 мм запрессована вставка из коррозионностойкого аустенитного чугуна следующего состава: 2,3—2,8% С, 1,9—2,2% Si, 0,6—1,0% Mn, до 0,5% Р, до 0,1% S, 1,8—2,2% Cr, 16,0—17,5% Ni, 7,0—7,5% Cu, остальное железо. Твердость чугуна вставки НВ 137—197. Применение такой вставки снижает износ верхней части гильзы примерно в 2—4 раза и увеличивает ее моторесурс до 200 тыс. км.
Разработан также вариант гильзы с наплавленным поясом из чугуна. При этом существенно упрощается механическая обработка гильзы, снижается расход дорогостоящего материала, улучшается теплопередача через стенки гильзы и более надежной становится операция расточки ее при ремонте. Кроме того, процесс наплавки гильзы поддается автоматизации, что снижает трудоемкость ее изготовления.
Напряжения растяжения в гильзе от сил газов составляют 300—350 кгс/см2. Наибольшие местные напряжения у верхнего опорного бурта гильзы равны 500— 550 кгс/см2. Запас прочности гильзы — не менее 3.
Бурт гильзы зажимается головкой блока через уплотняющую прокладку, при этом водяная рубашка уплотняется по верхнему торцу гильзы. Нижний пояс гильзы уплотняется двумя резиновыми кольцами, установленными в ее канавках. Натяг резиновых колец в канавках создает достаточное уплотнение стыка. Практика показала, что при принятой схеме крепления гильзы надежно фиксируются в блоке.
Несмотря на отсутствие случаев разрушения гильзы в эксплуатации толщина ее стенки была увеличина с 6 до 7,5 мм и, кроме того, была введена механическая обработка наружной поверхности гильзы. Эти мероприятия устранили колебания толщины стенки одной гильзы и позволили выдержать требуемый допуск на нецилиндричность ее внутренней поверхности.
Размеры уплотнительных колец из маслостойкой резины 4161 на основе нитрильного каучука твердостью 40—55 по ТИР при длительной эксплуатации уменьшались в большей степени, чем это допускалось предварительным натяжкой колец в канавках. Поэтому кольца стали изготовлять из маслостойкой резины 6632 на основе нитрильного каучука с твердостью 50—60 по ТИР. Испытания этой резины при высокой температуре в течение длительного времени показали, что она увеличивается в объеме, вследствие чего первоначальный натяг не уменьшается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: